Хорек - бродяга
Итак, бездарное проведение отпуска идет полным ходом (в лес я, разумеется, с кашлем не поехал). И я добрался до еще одной занятной игры. Нашел ссылку на нее в отзывах к "Дневнику сновидений". Итак, на повестке дня у нас "Иб" (Ib). Если бы фанаты Yume Nikki не упоминали бы эту игру время от времени - вряд ли бы я ее нашел по такому названию из двух буковок. Помимо названия игры, "Иб" - это еще и имя главной героини. Фанаты спорят, как правильно ее звать: Ева или Изабелла. Откуда взялся последний вариант - без понятия. А вот имя героини, написанное на сайте игры катаканой, Гугл озвучил мне как "Иб" и перевел как "Ева". Однако, народ подсказывает, что сам Коури-сан (создатель игры) уточнил, что имя героини - Иб и переводить его не надо.
С "Дневником сновидений" у "Иб" много общего. А именно: обе игры сделаны японцами с помощью RPG maker'а. Ну и, собственно, в этом все сходство. Ах да, к первому предложению в этом абзаце прилагается табличка "сарказм".
"Иб", несмотря на страшненькую РПГ-мейкерную графику, демонстрирующую все чудеса MS Paint, - это вполне себе атмосферный приключенческий мистический ужастик, с сюжетом, вполне достойным запечатления в аниме или манге. Музыкальное сопровождение подобрано очень качественно и хорошо вписывает в сюжет. Сюжет вполне линейный, но с несколькими отклонениями, влияющими на концовку. Официально "правильная" положительная концовка одна. Но есть и несколько других концовок, от худо-бедно положительных до откровенно драматических, выдавливающих слезу даже из тех поклонников игры, кому в процессе игры немножко мешала спадающая на клавиатуру борода. Впрочем, на самом деле...на самом деле, концовки все плохие. Почему- объясню в нижеследующем спойлере.
Итак, дальше я расскажу сюжет игры, относительно кратенько, ну и упомяну, что я об этом всем думаю. Все это в спойлере, под картинкой.
А для желающих собственноглазно посмотреть на игру - найти ее в данный момент можно здесь.


Ib. Как оно все начинается.

Итак, главная героиня - маленькая девочка Иб, девяти лет, нарядно одетая, с платочком (мама на день рождения подарила) в кармане. Она приезжает с родителями на выставку творчества выдающегося художника и скульптора Гуэртены. Насколько он был выдающимся - это мы еще, хе-хе, чуть позже оценим. Несмотря на то, что девочка еще не знает половину этих сложных слов, относящихся к искусству, она, тем не менее, решает пройтись по галерее сама, пока родители листают брошюрки. В галерее много посетителей. Возле скульптуры огромной алой розы стоит скучающий мальчик, который интересуется, можно ли отломать лепесток. Посередине зала то ли картина, положенная на пол, то ли мозаика, изображающая океанскую бездну с огромной зубастой рыбиной в центре картины. На втором этаже возле картины "Повешенный" стоит какой-то модник. А в соседнем зале висит огромная картина, изображающая, хм, нечто. Называется "??? мир" (первое слово незнакомо Иб). Иб разглядывает картину, и тут вдруг начинает моргать свет. Иб оглядывается, но пока не видит ничего странного. Только вдруг люди все куда-то пропали. За окном ничего не видать. А спустившись на первый этаж, Иб обнаруживат, что входная дверь закрыта. Она пытается открыть окно, и тут - первый сюрприз: из-под рамы вдруг обильно вытекает неизвестная красная жидкость. Возле скульптуры розы висит картина "Кашляющий человек", и человек на ней внезапно кашляет. Уже понятно, что здесь именно мистический подвох. Поднявшись снова на второй этаж, Иб видит в окне силуэт проходящего мимо человека (да-да, второй этаж). Особо впечатлительным игрокам лучше не трогать это окно. Я, честно говоря, чуть не отложил кирпичей, когда силуэт вернулся и громко постучал с той стороны, оставив на окне отпечаток ладони. Иб возвращается к картине "??? мир", с которой все началось. Из-под рамы вытекает синяя жидкость, а на полу вдруг появляются красные буквы, складывающиеся в слова: "Идем, Иб", а синяя краска под картиной складывается в надпись, приглашающую Иб спуститься вниз. Спустившись, Иб видит, что ограждение вокруг картины с бездной и рыбиной нарушено, а к картине ведут синие следы. Иб наступает на картину и - бульк! Приключения начинаются.
В одной из комнат Иб берет из вазы алую розу, и с этого момента она открыта для всех ужасов галереи. Призрачные руки, вылезающие из стен, ожившие безголовые манекены, разъяренные девушки, вылезающие из портретов и прочие прелести из классики жанра. И если в упомянутом ранее "Дневнике сновидений", чтобы отправить героиню на тот свет, необходимо пройти игру, то здесь Иб может очень легко расстаться с жизнью: достаточно алой розе потерять все лепестки. Впрочем, есть несколько ловушек, убивающих сразу (например, гильотина).
Вскоре мы знакомимся с двумя другими персонажами.

Гарри - модник в занятном плаще и с прической, вызывающей ощущение, будто на голове Гарри распластался огромный паук или осьминог. И да, вероятно, это он в самом начале стоял возле картины "Повешенный". Иб выкрадывает голубую розу у девушки из портрета (девушка потом с этим самым портретом гоняется за Иб) и оживляет ее в ближайшей вазе. Это роза Гарри. Вскоре герои попадают в зал, где за ними гоняются едва ли ни все имеющиеся там портреты и манекены. В одной из совершенно пустых комнат Иб и Гарри смотрятся в зеркало, и из-за плеча Гарри внезапно выглядывает голова манекена. Еще один из эпизодов для накручивания игроков (а также этот эпизод оказывает влияние на концовку, хотя до нее еще далеко). Спасаясь от взбесившихся манекенов и портретов, герои получают небольшую передышку в маленькой комнатке, где Иб видит портрет... своих родителей. В комнату вдруг начинает кто-то ломиться, и вскоре в стене возникает дыра, в которую лезут все те же портреты с кровожадными дамами. Герои спасаются бегством через эту же дыру, и для Иб это уже последняя капля - она падает в обморок, переходящий в кошмарный сон. После пробуждения Гарри дает ей конфетку.

Мэри. Весьма живой, активный персонаж. У нее желтая роза. Гарри и Иб встречают Мэри после вышеописанных событий и предлагают присоединиться с целью совместного поиска выхода.
Вскоре герои оказываются разделены каменными шипами, внезапно выросшими из пола. Теперь мы можем играть за Гарри с одной стороны и за Иб с Мэри - с другой, помогая компании воссоединиться.
А перед этим был один эпизод, который произвел на меня впечатление. Когда герои все вместе, в режиме бродилки они сливаются вместе, и игрок водит одну лишь Иб (видимо, для упрощения игрового процесса). В этот момент значение имеет только алая роза Иб. Мы заходим в комнату, в которой висит картина с большим кроликом, а на полках стоит множество статуэток - тоже кролики. Иб и Мэри считают их милыми, в то время как Гарри удивленно возражает: нет же, эти создания отвратительны. Причину недоумения Гарри мы узнаем, когда он останется один и снова зайдет в эту комнату, и мы увидим эту комнату глазами Гарри. Никаких кроликов там нет. На полках стоят уродливые синие плюшевые куклы, а на картине - синий страшила. Кстати, когда Гарри в коридоре соображает, как ему пооткрывать нужные двери, большой синий брат подсматривает за ним... лично я чуть не отложил кирпичей в очередной раз.
И здесь довольно-таки неожиданный поворот сюжета. Гарри в поисках выхода находит комнату с книгами. Одна из них - каталог картин Гуэртены. На букву "М" значится картина "Мэри"... Разумеется, это портрет той самой Мэри, которая сейчас с Иб. (на другой странице есть изображение). С уточнением, что Гуэртена не рисовал эту девочку с натуры. Висящая в библиотеке картина, изображающая ухо, внимательно слушает размышляющего вслух Гарри. Другая картина, изображающая рот, на другом этаже нашептывает: "Я знаю тайну Мэри". Если вернуться к Иб, то Мэри начинает вести себя странно: убегает куда-то, втихаря калечит мастихином голову манекена, говорит странные вещи. Если уйти в другое помещение, она попросит не оставлять ее одну. В это время с ней можно разговаривать. То ли так можно очки расположения заработать, то ли просто такую возможность автор игры дал для обогащения сюжета. В общем-то Мэри - персонаж очень харизматичный. И вот что мне не нравится - тайну Мэри не получится не узнать: кукла открывающая дверь появится лишь когда Гарри прочитает книгу. И вот, мы в любом случае узнаем, что Мэри - это не человек, а ожившая картина с фальшивой розой. А жаль, это делает концовку с Мэри менее привлекательной, на мой вкус.
Итак, Гарри узнал секрет Мэри и обнаружил, что одна из уродливых кукол стащила предмет, нужный для открытия прохода. Кукла улепетывает, и Гарри за ней проскакивает в комнату, которая недавно была закрыта. И обнаруживает там много таких же кукол. И большое не то окно, не то зеркало. Когда Гарри поднимает последний предмет и тем самым открывает девочкам проход (еще не зная об этом), впечатлительных игроков ждет еще один незабываемый эпизод: дверь в комнату вдруг оказывается запертой, а под удары колокола в окно медленно лезет страшила, и Гарри должен быстро найти ключ. Если он не успеет - БААА! Управление переходит к девочкам. Они спускаются вниз и слышат голос Гарри. зайдя в комнату, они видят его в окружении гипсовых кроликов, мирно беседующим с огромным кроликом. Это, разумеется, в видении Иб. Она приводит Гарри в чувство парой пощечин. Ах да, картина с кроликом называлась "Красные глаза", картина со страшилой, разумеется, тоже. А ведь книжка на соседней полке предупреждала...

Что ж, я уже привык, что эта игра, все-таки,- ужастик. Но эпизод с лезущим в окно чудищем все равно сильный.
По пути наверх Мэри роняет свою розу, и Гарри отбирает ее, объяснив Иб, что Мэри и роза - ненастоящие. Ах да, если Гарри спасается от кукол сам, то он со всех ног несется наверх, а там Мэри начинает пугать Иб. В общем, здесь мы ненадолго расстаемся с Мэри. А точнее, она до конца игры больше не будет ходить вместе с нами. Спустившись по лестнице, мы попадаем в альбом с детскими рисунками, заглядываем в коряво нарисованные домики и решаем несколько загадок. Конечная цель - найти ключ в ящике с игрушками (тоже нарисованном, разумеется). В один из домиков заходит Мэри в поисках Иб и Гарри, но не находит их (хорошо спрятались и сидели, как мыши в крупе). Время от времени в героев из ниоткуда летят мастихины. А еще, в альбоме вновь всплывает тема картины "Повешенный". Вообще, еще в середине игры Иб рассматривала эту картину и прочитала на груди повешенного вниз головой человека номер необходимый для пароля. В альбоме же, если Иб и Гарри не очень хорошо вели себя (например, крушили по пути все манекены и портили кукол), в центральной части висит подвешенная за ногу копия Иб. Причем, Гарри ее не видит, и Иб тихо переживает сама при виде такого зрелища. Если все не настолько плохо, то копия Иб болтается на веревке в другом месте, причем подвешенная уже за шею, но на это зрелище внимания уже никто не обращает.
Открыв нарисованный ящик пандоры и решив связанную с ним загадку, герои находя ключ от домика с коробкой игрушек. Заглянув в коробку они не видят ничего, кроме темноты. И тут сзади появляется Мэри и толкает Иб и Гарри в коробку.
Дальше мы уже можем заранее узнать, с кем из героев мы однозначно простимся навсегда. Иб теряет свою розу. Растолкав Гарри, он сообщает ему об этом несчастье. И вот если они находят розу - Гарри может считать себя в безопасности. А вот если герои сразу могут подобрать ключ - нас ждет коротенький рыцарский эпизод. Уже знакомая (и поднадоевшая) синяя кукла находит алую розу и отдает ее Мэри. Иб и Гарри просят вернуть ее, и Мэри соглашается обменять алую розу на синюю. Гарри, как истинный джентльмен, не может оставить Иб в беде и соглашается. В обоих случаях, мы слышим уже поднадоевшую и нам, и героям мелодию, нагнетающую напряженность. Так и есть, через секунду все игрушки в коробке оживают. А у алой розы остался всего один лепесток!
А дальше мы однозначно расстаемся либо с Мэри, либо с Гарри. И это печально, что нет концовки, позволяющей уцелеть обоим
Концовки.
Итак, Мэри уходит с синей розой.
Когда герои спасаются и вылазят из коробки, Гарри становится плохо, и он просит Иб оставить его и идти дальше самостоятельно. И тут он говорит странные вещи. "Я не хочу лгать тебе, но и правды сказать не могу". Отметим это на будущее. Выбравшись из коробки, Иб видит Мэри, которая гадает на синей розе "любит - не любит". Со словами "любит" Мэри обрывает последний лепесток. Спи спокойно, дорогой Гарри.
Когда Иб идет одна, у нее есть два выбора: сразу выйти из домика (ключ-то у нее уже есть) или сунуть свой любопытный нос в новую комнату и исследовать ее. Вход закрывают заросли, и Иб возвращается к телу Гарри за зажигалкой. Карманы уже забиты, и Иб съедает конфетку. Затем она сжигает заросли и проходит в комнату. Сзади ее тут же нагоняет взволнованная Мэри и требует, чтобы Иб не смела идти дальше и немедленно убиралась отсюда. Не договорив, Мэри бросается с ножом на Иб, и та убегает. Становится понятно, почему Мэри так боится: это ее личная комната, а впереди - ее портрет. Иб решает попробовать сжечь его, и это ей удается. Мэри погибает. В уголке под портретом лежат несколько синих кукол, книжка "Как завести друзей" и записка, написанная мелом. В ней Мэри пишет о том, как сильно ей хочется выбраться в настоящий мир. Но это возможно только если поменяться местами с кем-то из живых людей. Когда же, ну когда же кто-нибудь придет?
Так или иначе, Иб выходит из домика и, воспользовавшись последним ключом, попадает обратно в картинную галерею. Там она подходит к картине, с которой все началось. На картине теперь нарисована выставка, на которую Иб пришла с родителями. Табличка под картиной предупреждает о том, что все, сделанное здесь исчезнет. Говоря проще, эта записка всего лишь предрекает проблемы с памятью у тех, кто решит выбраться из сфабрикованного мира. Рамка исчезает, и у Иб два выбора: прыгнуть в картину или отступить назад. Сделав шаг назад, Иб навсегда остается в нарисованном мире. Концовка "Вечное одиночество Иб". Ее можно получить еще и двумя другими способами. Если Иб одна, и она сожгла портрет Мэри - ее остановит фальшивый Гарри. Если Иб с Гарри, Гарри прыгнет первым, а Иб остановит ее фальшивая мама. Поверив фальшивкам, Иб останется в "вечном одиночестве". Спасение - только в этой большой картине.
Прыгнув в картину, Иб оказывается в настоящем мире и не помнит, что с ней случилось. Подойдя туда, где раньше висела картина "Повешенный", вместо нее она видит портрет с заснувшим навечно Гарри. Концовка "Забытый портрет". Кажется, Иб так и не вспомнит о нем: за ней поднимется мама, и они вместе уйдут.
При всей моей минимальной симпатии к мужским персонажам в аниме и играх, эта концовка мне кажется самой грустной. Остаются же еще вопросы за кадром. Самый главный: а был ли вообще Гарри? Что за правду он не может рассказать Иб? Очень даже может статься так, что он с самого начала был нарисованным персонажем, как и Мэри. Например, он видел уродливых синих кукол, в то время как Иб видела вместо них кроликов. Да, Мэри первая назвала существ в этой комнате "милыми". Но Мэри давно играла с этими куклами и действительно могла считать их милыми. Так или иначе, не дается никакой возможности для Иб оживить синюю розу. Остался лишь один вопрос: любой предмет, который человек не приносил в нарисованный мир, но забрал из него, способен пробудить воспоминания. Что будет с Иб, когда дома она найдет в кармане зажигалку Гарри? Впрочем, на эту тему уже есть несколько фанфиков.
Другая концовка случается, если Иб не сует свой любопытный нос в комнату Мэри, а сразу уходит. Когда Иб прыгает в картину, в реальном мире она, опять-таки, не может вспомнить, что она делала. А внизу ее встречают родители и... Мэри. Настоящая и живая. К этой концовке у меня тоже есть вопросы. Все-таки, Мэри изначально была в семье Иб, просто ее не показали в начале игры? Ведь история о картине "Мэри" могла быть всего лишь выдумкой. В конце концов, Иб видела в нарисованном мире портрет родителей. Кроме того, мы в случае этой концовки не попадаем в комнату Мэри, и записка о желании Мэри выпадает из сюжета.
Или же все-таки Мэри действительно была творением Гуэртены и в итоге осуществила свою мечту, попав в настоящий мир вместо Гарри. Что интересно, в этой концовке нет "Забытого портрета", на его месте по-прежнему картина "Повешенный".
У Иб еще был какой-то шанс вспомнить свои приключения: она находит в кармане конфетку. Но Мэри конфетку тут же слопала. Кстати, если Иб вернется к телу Гарри и заберет зажигалку, но не воспользуется ей, Мэри все равно не даст шанса воспоминаниям вернуться: она отберет зажигалку с объяснениями из серии "спички детям не игрушка". Мэри не знала, что это - предметы Гарри, она или подстраховалась или просто так получилось. В любом случае, Мэри заявляет, что теперь они с Иб всегда будут вместе. Все-таки очень подозрительная фраза для "всегда существовавшей сестренки". Хотя, может Мэри всего лишь огорчилась, что Иб без нее осмотрела галерею. Что ж, Гарри жалко, но все же, это одна из концовок "2 из 3 героев выживают" Концовка "Вместе навсегда".
Иб и Гарри находят розу.
К моему огромному огорчению, глупый Гарри обязательно исследует комнату Мэри, и ее портрет придется сжечь. Прощай, веселая, пусть и кровожадная, Мэри.
Далее мы получаем либо "Вечное одиночество Иб", если она поверит фальшивой маме и не шагнет в картину, либо Иб и Гарри выберутся вместе, и концовка зависит от того, насколько они в нарисованном мире сдружились.
Если не очень - Иб и Гарри мило побеседуют возле скульптуры с огромной розой и разойдутся с мыслями "что-то в этой розе мне смутно кажется знакомым". Концовка "Провалы в памяти". Вопрос за кадром: а как же конфетка?
Если Иб и Гарри сдружились друг с другом, Гарри поранится стеклом, сжигая портрет Мэри. И Иб повяжет ему руку своим платком. Когда в настоящем мире они встретятся возле розы, Гарри уже повернется было уходить, но заметит платок и все вспомнит. Иб тоже вспомнит все свои приключения. А если не вспомнит - да-да, конфетка все еще в кармане. Герои расстаются, но обещают встретиться вновь, и Гарри отдаст Иб платочек и накормит ее вкусными пирожными. Концовка "Обещание встречи".
Последняя концовка считается "правильной", и после нее идут титры. Однако, кроме нее финальной картинкой завершается еще концовка "Вместе навсегда". Остальные концовки ограничиваются лишь названием.
Итак, за кадром у нас остались следующие моменты:
1. Портрет родителей Иб.
2. Тайна Гарри.
3. Частое упоминание сюжета Таро "Повешенный".
4. Конфетка или зажигалка в кармане Иб.
5. Наивный вопрос: что стало с беспечной Кэрри.
6. Самое главное: на кой черт вообще Гуэртена все это замутил.
Что касается концовок, их можно воспринимать независимо друг от друга и фантазировать на свой вкус. Мне, например, приятнее было бы думать, что в концовке "Вместе навсегда" Мэри существовала изначально, а сфабрикованный мир и истории хранит тоже... сфабрикованные. Помешать таким моим фантазиям могла бы лишь записка Мэри, если бы она не выпадала из сюжета. И немножко белеется серым мысль: но ведь тогда все эти приключения останутся сами с собой - их никто не будет помнить, кроме нас, игроков. Допустим, Мэри существует в настоящем мире. Но тогда Иб забывает о ней, попав в мир Гуэртены. И Мэри в нереальном мире действительно нарисованная. Настоящая Мэри пропустила все интересное и встретила благополучно вернувшуюся сестренку. Но вот если все-таки Мэри - не настоящая девочка, а выбравшаяся в жизнь картина, то получается, что родители Иб тоже побывали в мире Гуэртены? Появление их портрета можно оправдать интересами нагнетания напряженности сюжета. Но Мэри не просто выбралась в реальный мир, она заняла свое место в семье Иб. Это уже даже покруче гипноза в "Сейлормун", который Чиби-Уса применяла к родителям Усаги...
Но вот если складывать в общую картину информацию из всех концовок, то мы имеем то, что если Мэри выбирается в реальный мир, Гарри исчезает без следа. Если Мэри погибает, а Гарри лишается розы - наша реальность меняется, и появляется не существовавшая ранее картина - портрет несчастного. Вспомним-таки, что в самом-самом начале в галерее был персонаж, похожий на Гарри.
И еще раз повторюсь: жаль, нельзя удалить из сюжета историю с портретом Мэри. Но главное, нет концовки, счастливой для всех троих. Что ж, все-таки, эта игра - прежде всего ужастик.
Что касается картины "??? мир", с которой начинаютсязлоприключения Иб, то теперь мы можем с уверенностью сказать: она изображает нарисованный, сфабрикованный мир картинной галереи Гуэртены. В то время, как эта же картина внутри сфабрикованного мира показывает вид на галерею в реальности.
Напоследок. Совершенно отдельная от общего сюжета, но дополняющая атмосферу история "Беспечная Кэрри и пирог" была прочитана героями в книге, где-то во втором акте из шести. Нам даже показывают мультик из детских рисунков. В отличие от истории о маленькой девочке, которая поехала с родителями на выставку, потерялась там и упала (на обратной странице рисунок упавшей девочки).
Итак, в истории о беспечной Кэрри девочка угощает друзей пирогом. Она режет его на кусочки и говорит, что в одном из кусочков - монетка. Кто съест ее - будет тому счастье. И Кэрри вдруг заявляет, что проглотила что-то твердое. Наверное, монетку. Вот повезло. Когда хозяйка пирога относила тарелку, она увидела свою маму, которая искала ключ от студии. Он лежал вот тут на столе... Вот тут. Ох, так это в пироге была не монетка. Что же делать? С тарелки падает нож, и девочку осеняет. Со словами: "Ах, я такая же беспечная, как Кэрри!" девочка удаляется. Слышится неприятный звук, и девочка появляется вновь: "А вот и ключ от студии!".
С "Дневником сновидений" у "Иб" много общего. А именно: обе игры сделаны японцами с помощью RPG maker'а. Ну и, собственно, в этом все сходство. Ах да, к первому предложению в этом абзаце прилагается табличка "сарказм".
"Иб", несмотря на страшненькую РПГ-мейкерную графику, демонстрирующую все чудеса MS Paint, - это вполне себе атмосферный приключенческий мистический ужастик, с сюжетом, вполне достойным запечатления в аниме или манге. Музыкальное сопровождение подобрано очень качественно и хорошо вписывает в сюжет. Сюжет вполне линейный, но с несколькими отклонениями, влияющими на концовку. Официально "правильная" положительная концовка одна. Но есть и несколько других концовок, от худо-бедно положительных до откровенно драматических, выдавливающих слезу даже из тех поклонников игры, кому в процессе игры немножко мешала спадающая на клавиатуру борода. Впрочем, на самом деле...на самом деле, концовки все плохие. Почему- объясню в нижеследующем спойлере.
Итак, дальше я расскажу сюжет игры, относительно кратенько, ну и упомяну, что я об этом всем думаю. Все это в спойлере, под картинкой.
А для желающих собственноглазно посмотреть на игру - найти ее в данный момент можно здесь.


Ib. Как оно все начинается.

Итак, главная героиня - маленькая девочка Иб, девяти лет, нарядно одетая, с платочком (мама на день рождения подарила) в кармане. Она приезжает с родителями на выставку творчества выдающегося художника и скульптора Гуэртены. Насколько он был выдающимся - это мы еще, хе-хе, чуть позже оценим. Несмотря на то, что девочка еще не знает половину этих сложных слов, относящихся к искусству, она, тем не менее, решает пройтись по галерее сама, пока родители листают брошюрки. В галерее много посетителей. Возле скульптуры огромной алой розы стоит скучающий мальчик, который интересуется, можно ли отломать лепесток. Посередине зала то ли картина, положенная на пол, то ли мозаика, изображающая океанскую бездну с огромной зубастой рыбиной в центре картины. На втором этаже возле картины "Повешенный" стоит какой-то модник. А в соседнем зале висит огромная картина, изображающая, хм, нечто. Называется "??? мир" (первое слово незнакомо Иб). Иб разглядывает картину, и тут вдруг начинает моргать свет. Иб оглядывается, но пока не видит ничего странного. Только вдруг люди все куда-то пропали. За окном ничего не видать. А спустившись на первый этаж, Иб обнаруживат, что входная дверь закрыта. Она пытается открыть окно, и тут - первый сюрприз: из-под рамы вдруг обильно вытекает неизвестная красная жидкость. Возле скульптуры розы висит картина "Кашляющий человек", и человек на ней внезапно кашляет. Уже понятно, что здесь именно мистический подвох. Поднявшись снова на второй этаж, Иб видит в окне силуэт проходящего мимо человека (да-да, второй этаж). Особо впечатлительным игрокам лучше не трогать это окно. Я, честно говоря, чуть не отложил кирпичей, когда силуэт вернулся и громко постучал с той стороны, оставив на окне отпечаток ладони. Иб возвращается к картине "??? мир", с которой все началось. Из-под рамы вытекает синяя жидкость, а на полу вдруг появляются красные буквы, складывающиеся в слова: "Идем, Иб", а синяя краска под картиной складывается в надпись, приглашающую Иб спуститься вниз. Спустившись, Иб видит, что ограждение вокруг картины с бездной и рыбиной нарушено, а к картине ведут синие следы. Иб наступает на картину и - бульк! Приключения начинаются.
В одной из комнат Иб берет из вазы алую розу, и с этого момента она открыта для всех ужасов галереи. Призрачные руки, вылезающие из стен, ожившие безголовые манекены, разъяренные девушки, вылезающие из портретов и прочие прелести из классики жанра. И если в упомянутом ранее "Дневнике сновидений", чтобы отправить героиню на тот свет, необходимо пройти игру, то здесь Иб может очень легко расстаться с жизнью: достаточно алой розе потерять все лепестки. Впрочем, есть несколько ловушек, убивающих сразу (например, гильотина).
Вскоре мы знакомимся с двумя другими персонажами.

Гарри - модник в занятном плаще и с прической, вызывающей ощущение, будто на голове Гарри распластался огромный паук или осьминог. И да, вероятно, это он в самом начале стоял возле картины "Повешенный". Иб выкрадывает голубую розу у девушки из портрета (девушка потом с этим самым портретом гоняется за Иб) и оживляет ее в ближайшей вазе. Это роза Гарри. Вскоре герои попадают в зал, где за ними гоняются едва ли ни все имеющиеся там портреты и манекены. В одной из совершенно пустых комнат Иб и Гарри смотрятся в зеркало, и из-за плеча Гарри внезапно выглядывает голова манекена. Еще один из эпизодов для накручивания игроков (а также этот эпизод оказывает влияние на концовку, хотя до нее еще далеко). Спасаясь от взбесившихся манекенов и портретов, герои получают небольшую передышку в маленькой комнатке, где Иб видит портрет... своих родителей. В комнату вдруг начинает кто-то ломиться, и вскоре в стене возникает дыра, в которую лезут все те же портреты с кровожадными дамами. Герои спасаются бегством через эту же дыру, и для Иб это уже последняя капля - она падает в обморок, переходящий в кошмарный сон. После пробуждения Гарри дает ей конфетку.

Мэри. Весьма живой, активный персонаж. У нее желтая роза. Гарри и Иб встречают Мэри после вышеописанных событий и предлагают присоединиться с целью совместного поиска выхода.
Вскоре герои оказываются разделены каменными шипами, внезапно выросшими из пола. Теперь мы можем играть за Гарри с одной стороны и за Иб с Мэри - с другой, помогая компании воссоединиться.
А перед этим был один эпизод, который произвел на меня впечатление. Когда герои все вместе, в режиме бродилки они сливаются вместе, и игрок водит одну лишь Иб (видимо, для упрощения игрового процесса). В этот момент значение имеет только алая роза Иб. Мы заходим в комнату, в которой висит картина с большим кроликом, а на полках стоит множество статуэток - тоже кролики. Иб и Мэри считают их милыми, в то время как Гарри удивленно возражает: нет же, эти создания отвратительны. Причину недоумения Гарри мы узнаем, когда он останется один и снова зайдет в эту комнату, и мы увидим эту комнату глазами Гарри. Никаких кроликов там нет. На полках стоят уродливые синие плюшевые куклы, а на картине - синий страшила. Кстати, когда Гарри в коридоре соображает, как ему пооткрывать нужные двери, большой синий брат подсматривает за ним... лично я чуть не отложил кирпичей в очередной раз.
И здесь довольно-таки неожиданный поворот сюжета. Гарри в поисках выхода находит комнату с книгами. Одна из них - каталог картин Гуэртены. На букву "М" значится картина "Мэри"... Разумеется, это портрет той самой Мэри, которая сейчас с Иб. (на другой странице есть изображение). С уточнением, что Гуэртена не рисовал эту девочку с натуры. Висящая в библиотеке картина, изображающая ухо, внимательно слушает размышляющего вслух Гарри. Другая картина, изображающая рот, на другом этаже нашептывает: "Я знаю тайну Мэри". Если вернуться к Иб, то Мэри начинает вести себя странно: убегает куда-то, втихаря калечит мастихином голову манекена, говорит странные вещи. Если уйти в другое помещение, она попросит не оставлять ее одну. В это время с ней можно разговаривать. То ли так можно очки расположения заработать, то ли просто такую возможность автор игры дал для обогащения сюжета. В общем-то Мэри - персонаж очень харизматичный. И вот что мне не нравится - тайну Мэри не получится не узнать: кукла открывающая дверь появится лишь когда Гарри прочитает книгу. И вот, мы в любом случае узнаем, что Мэри - это не человек, а ожившая картина с фальшивой розой. А жаль, это делает концовку с Мэри менее привлекательной, на мой вкус.
Итак, Гарри узнал секрет Мэри и обнаружил, что одна из уродливых кукол стащила предмет, нужный для открытия прохода. Кукла улепетывает, и Гарри за ней проскакивает в комнату, которая недавно была закрыта. И обнаруживает там много таких же кукол. И большое не то окно, не то зеркало. Когда Гарри поднимает последний предмет и тем самым открывает девочкам проход (еще не зная об этом), впечатлительных игроков ждет еще один незабываемый эпизод: дверь в комнату вдруг оказывается запертой, а под удары колокола в окно медленно лезет страшила, и Гарри должен быстро найти ключ. Если он не успеет - БААА! Управление переходит к девочкам. Они спускаются вниз и слышат голос Гарри. зайдя в комнату, они видят его в окружении гипсовых кроликов, мирно беседующим с огромным кроликом. Это, разумеется, в видении Иб. Она приводит Гарри в чувство парой пощечин. Ах да, картина с кроликом называлась "Красные глаза", картина со страшилой, разумеется, тоже. А ведь книжка на соседней полке предупреждала...


Что ж, я уже привык, что эта игра, все-таки,- ужастик. Но эпизод с лезущим в окно чудищем все равно сильный.
По пути наверх Мэри роняет свою розу, и Гарри отбирает ее, объяснив Иб, что Мэри и роза - ненастоящие. Ах да, если Гарри спасается от кукол сам, то он со всех ног несется наверх, а там Мэри начинает пугать Иб. В общем, здесь мы ненадолго расстаемся с Мэри. А точнее, она до конца игры больше не будет ходить вместе с нами. Спустившись по лестнице, мы попадаем в альбом с детскими рисунками, заглядываем в коряво нарисованные домики и решаем несколько загадок. Конечная цель - найти ключ в ящике с игрушками (тоже нарисованном, разумеется). В один из домиков заходит Мэри в поисках Иб и Гарри, но не находит их (хорошо спрятались и сидели, как мыши в крупе). Время от времени в героев из ниоткуда летят мастихины. А еще, в альбоме вновь всплывает тема картины "Повешенный". Вообще, еще в середине игры Иб рассматривала эту картину и прочитала на груди повешенного вниз головой человека номер необходимый для пароля. В альбоме же, если Иб и Гарри не очень хорошо вели себя (например, крушили по пути все манекены и портили кукол), в центральной части висит подвешенная за ногу копия Иб. Причем, Гарри ее не видит, и Иб тихо переживает сама при виде такого зрелища. Если все не настолько плохо, то копия Иб болтается на веревке в другом месте, причем подвешенная уже за шею, но на это зрелище внимания уже никто не обращает.
Открыв нарисованный ящик пандоры и решив связанную с ним загадку, герои находя ключ от домика с коробкой игрушек. Заглянув в коробку они не видят ничего, кроме темноты. И тут сзади появляется Мэри и толкает Иб и Гарри в коробку.
Дальше мы уже можем заранее узнать, с кем из героев мы однозначно простимся навсегда. Иб теряет свою розу. Растолкав Гарри, он сообщает ему об этом несчастье. И вот если они находят розу - Гарри может считать себя в безопасности. А вот если герои сразу могут подобрать ключ - нас ждет коротенький рыцарский эпизод. Уже знакомая (и поднадоевшая) синяя кукла находит алую розу и отдает ее Мэри. Иб и Гарри просят вернуть ее, и Мэри соглашается обменять алую розу на синюю. Гарри, как истинный джентльмен, не может оставить Иб в беде и соглашается. В обоих случаях, мы слышим уже поднадоевшую и нам, и героям мелодию, нагнетающую напряженность. Так и есть, через секунду все игрушки в коробке оживают. А у алой розы остался всего один лепесток!
А дальше мы однозначно расстаемся либо с Мэри, либо с Гарри. И это печально, что нет концовки, позволяющей уцелеть обоим

Концовки.
Итак, Мэри уходит с синей розой.
Когда герои спасаются и вылазят из коробки, Гарри становится плохо, и он просит Иб оставить его и идти дальше самостоятельно. И тут он говорит странные вещи. "Я не хочу лгать тебе, но и правды сказать не могу". Отметим это на будущее. Выбравшись из коробки, Иб видит Мэри, которая гадает на синей розе "любит - не любит". Со словами "любит" Мэри обрывает последний лепесток. Спи спокойно, дорогой Гарри.
Когда Иб идет одна, у нее есть два выбора: сразу выйти из домика (ключ-то у нее уже есть) или сунуть свой любопытный нос в новую комнату и исследовать ее. Вход закрывают заросли, и Иб возвращается к телу Гарри за зажигалкой. Карманы уже забиты, и Иб съедает конфетку. Затем она сжигает заросли и проходит в комнату. Сзади ее тут же нагоняет взволнованная Мэри и требует, чтобы Иб не смела идти дальше и немедленно убиралась отсюда. Не договорив, Мэри бросается с ножом на Иб, и та убегает. Становится понятно, почему Мэри так боится: это ее личная комната, а впереди - ее портрет. Иб решает попробовать сжечь его, и это ей удается. Мэри погибает. В уголке под портретом лежат несколько синих кукол, книжка "Как завести друзей" и записка, написанная мелом. В ней Мэри пишет о том, как сильно ей хочется выбраться в настоящий мир. Но это возможно только если поменяться местами с кем-то из живых людей. Когда же, ну когда же кто-нибудь придет?
Так или иначе, Иб выходит из домика и, воспользовавшись последним ключом, попадает обратно в картинную галерею. Там она подходит к картине, с которой все началось. На картине теперь нарисована выставка, на которую Иб пришла с родителями. Табличка под картиной предупреждает о том, что все, сделанное здесь исчезнет. Говоря проще, эта записка всего лишь предрекает проблемы с памятью у тех, кто решит выбраться из сфабрикованного мира. Рамка исчезает, и у Иб два выбора: прыгнуть в картину или отступить назад. Сделав шаг назад, Иб навсегда остается в нарисованном мире. Концовка "Вечное одиночество Иб". Ее можно получить еще и двумя другими способами. Если Иб одна, и она сожгла портрет Мэри - ее остановит фальшивый Гарри. Если Иб с Гарри, Гарри прыгнет первым, а Иб остановит ее фальшивая мама. Поверив фальшивкам, Иб останется в "вечном одиночестве". Спасение - только в этой большой картине.
Прыгнув в картину, Иб оказывается в настоящем мире и не помнит, что с ней случилось. Подойдя туда, где раньше висела картина "Повешенный", вместо нее она видит портрет с заснувшим навечно Гарри. Концовка "Забытый портрет". Кажется, Иб так и не вспомнит о нем: за ней поднимется мама, и они вместе уйдут.
При всей моей минимальной симпатии к мужским персонажам в аниме и играх, эта концовка мне кажется самой грустной. Остаются же еще вопросы за кадром. Самый главный: а был ли вообще Гарри? Что за правду он не может рассказать Иб? Очень даже может статься так, что он с самого начала был нарисованным персонажем, как и Мэри. Например, он видел уродливых синих кукол, в то время как Иб видела вместо них кроликов. Да, Мэри первая назвала существ в этой комнате "милыми". Но Мэри давно играла с этими куклами и действительно могла считать их милыми. Так или иначе, не дается никакой возможности для Иб оживить синюю розу. Остался лишь один вопрос: любой предмет, который человек не приносил в нарисованный мир, но забрал из него, способен пробудить воспоминания. Что будет с Иб, когда дома она найдет в кармане зажигалку Гарри? Впрочем, на эту тему уже есть несколько фанфиков.
Другая концовка случается, если Иб не сует свой любопытный нос в комнату Мэри, а сразу уходит. Когда Иб прыгает в картину, в реальном мире она, опять-таки, не может вспомнить, что она делала. А внизу ее встречают родители и... Мэри. Настоящая и живая. К этой концовке у меня тоже есть вопросы. Все-таки, Мэри изначально была в семье Иб, просто ее не показали в начале игры? Ведь история о картине "Мэри" могла быть всего лишь выдумкой. В конце концов, Иб видела в нарисованном мире портрет родителей. Кроме того, мы в случае этой концовки не попадаем в комнату Мэри, и записка о желании Мэри выпадает из сюжета.
Или же все-таки Мэри действительно была творением Гуэртены и в итоге осуществила свою мечту, попав в настоящий мир вместо Гарри. Что интересно, в этой концовке нет "Забытого портрета", на его месте по-прежнему картина "Повешенный".
У Иб еще был какой-то шанс вспомнить свои приключения: она находит в кармане конфетку. Но Мэри конфетку тут же слопала. Кстати, если Иб вернется к телу Гарри и заберет зажигалку, но не воспользуется ей, Мэри все равно не даст шанса воспоминаниям вернуться: она отберет зажигалку с объяснениями из серии "спички детям не игрушка". Мэри не знала, что это - предметы Гарри, она или подстраховалась или просто так получилось. В любом случае, Мэри заявляет, что теперь они с Иб всегда будут вместе. Все-таки очень подозрительная фраза для "всегда существовавшей сестренки". Хотя, может Мэри всего лишь огорчилась, что Иб без нее осмотрела галерею. Что ж, Гарри жалко, но все же, это одна из концовок "2 из 3 героев выживают" Концовка "Вместе навсегда".
Иб и Гарри находят розу.
К моему огромному огорчению, глупый Гарри обязательно исследует комнату Мэри, и ее портрет придется сжечь. Прощай, веселая, пусть и кровожадная, Мэри.
Далее мы получаем либо "Вечное одиночество Иб", если она поверит фальшивой маме и не шагнет в картину, либо Иб и Гарри выберутся вместе, и концовка зависит от того, насколько они в нарисованном мире сдружились.
Если не очень - Иб и Гарри мило побеседуют возле скульптуры с огромной розой и разойдутся с мыслями "что-то в этой розе мне смутно кажется знакомым". Концовка "Провалы в памяти". Вопрос за кадром: а как же конфетка?
Если Иб и Гарри сдружились друг с другом, Гарри поранится стеклом, сжигая портрет Мэри. И Иб повяжет ему руку своим платком. Когда в настоящем мире они встретятся возле розы, Гарри уже повернется было уходить, но заметит платок и все вспомнит. Иб тоже вспомнит все свои приключения. А если не вспомнит - да-да, конфетка все еще в кармане. Герои расстаются, но обещают встретиться вновь, и Гарри отдаст Иб платочек и накормит ее вкусными пирожными. Концовка "Обещание встречи".
Последняя концовка считается "правильной", и после нее идут титры. Однако, кроме нее финальной картинкой завершается еще концовка "Вместе навсегда". Остальные концовки ограничиваются лишь названием.
Итак, за кадром у нас остались следующие моменты:
1. Портрет родителей Иб.
2. Тайна Гарри.
3. Частое упоминание сюжета Таро "Повешенный".
4. Конфетка или зажигалка в кармане Иб.
5. Наивный вопрос: что стало с беспечной Кэрри.
6. Самое главное: на кой черт вообще Гуэртена все это замутил.
Что касается концовок, их можно воспринимать независимо друг от друга и фантазировать на свой вкус. Мне, например, приятнее было бы думать, что в концовке "Вместе навсегда" Мэри существовала изначально, а сфабрикованный мир и истории хранит тоже... сфабрикованные. Помешать таким моим фантазиям могла бы лишь записка Мэри, если бы она не выпадала из сюжета. И немножко белеется серым мысль: но ведь тогда все эти приключения останутся сами с собой - их никто не будет помнить, кроме нас, игроков. Допустим, Мэри существует в настоящем мире. Но тогда Иб забывает о ней, попав в мир Гуэртены. И Мэри в нереальном мире действительно нарисованная. Настоящая Мэри пропустила все интересное и встретила благополучно вернувшуюся сестренку. Но вот если все-таки Мэри - не настоящая девочка, а выбравшаяся в жизнь картина, то получается, что родители Иб тоже побывали в мире Гуэртены? Появление их портрета можно оправдать интересами нагнетания напряженности сюжета. Но Мэри не просто выбралась в реальный мир, она заняла свое место в семье Иб. Это уже даже покруче гипноза в "Сейлормун", который Чиби-Уса применяла к родителям Усаги...
Но вот если складывать в общую картину информацию из всех концовок, то мы имеем то, что если Мэри выбирается в реальный мир, Гарри исчезает без следа. Если Мэри погибает, а Гарри лишается розы - наша реальность меняется, и появляется не существовавшая ранее картина - портрет несчастного. Вспомним-таки, что в самом-самом начале в галерее был персонаж, похожий на Гарри.
И еще раз повторюсь: жаль, нельзя удалить из сюжета историю с портретом Мэри. Но главное, нет концовки, счастливой для всех троих. Что ж, все-таки, эта игра - прежде всего ужастик.
Что касается картины "??? мир", с которой начинаются
Напоследок. Совершенно отдельная от общего сюжета, но дополняющая атмосферу история "Беспечная Кэрри и пирог" была прочитана героями в книге, где-то во втором акте из шести. Нам даже показывают мультик из детских рисунков. В отличие от истории о маленькой девочке, которая поехала с родителями на выставку, потерялась там и упала (на обратной странице рисунок упавшей девочки).
Итак, в истории о беспечной Кэрри девочка угощает друзей пирогом. Она режет его на кусочки и говорит, что в одном из кусочков - монетка. Кто съест ее - будет тому счастье. И Кэрри вдруг заявляет, что проглотила что-то твердое. Наверное, монетку. Вот повезло. Когда хозяйка пирога относила тарелку, она увидела свою маму, которая искала ключ от студии. Он лежал вот тут на столе... Вот тут. Ох, так это в пироге была не монетка. Что же делать? С тарелки падает нож, и девочку осеняет. Со словами: "Ах, я такая же беспечная, как Кэрри!" девочка удаляется. Слышится неприятный звук, и девочка появляется вновь: "А вот и ключ от студии!".
@темы: Компьютерное