Прочитал "Пастушью корону" Терри Пратчетта. Несколько пожалел, что взял в переводе, чтобы быстрее прочитать. Оригинал меньше бы резал глаза и заставлял играть в игру "угадай персонажа в новом переводе", впрочем, названия остальных книг у Эксмо вообще пугают. Особенно "Господин Зима" (Wintersmith, я так полагаю). Досадно, когда переводчик не в курсе (или просто игнорирует факт) о существовании неофициального перевода, существующего уже не один год, весьма неплохого перевода.

Сама книга очень короткая по известным печальным причинам. Она логически завершенная, но чувство незавершенности действительно есть. В самом наполнении, наверно. Вообще, вся серия про Тиффани - она более серьезная, хотя и наполнение по-прежнему юмористическое. Последняя же книга довольно печальная. Возможно, во многом как раз из-за такой лаконичности, если не сказать скомканности. Хотя книга литературно все равно написана сильно и достойно. Так или иначе, эта книга реально выглядит как прощание, которым она, в общем-то и стала. Кто-то из персонажей завершил свой прежний жизненный уклад. А кое-кто и свой жизненный путь.
Цикл завершен. Не могу отметить то, что если считать серию Тиффани частью всей серии про ведьм, начиная с "Творцов заклинаний" (Equal Rites), книга "Пастушья корона" имеет в своем сюжете некоторое противопоставление этой книге в гендерных ролях (хотя в "Пастушьей короне" данный сюжет не является основным, он там просто есть, не более того). Там девочка становится волшебницей, здесь же мальчик становится ведьмаком. В обоих случаях происходит вопиющее нарушение сложившихся традиций. Случаи противоположны друг другу и друг друга по сути повторяют: в обоих случаях герои нарушают гендерные стереотипы и берут на себя нехарактерные роли, и воспринимаются обществом эти события совершенно по-разному. И это замечательно, я бы сказал.

Что мне вот прямо совсем не понравилось - это то, как завершилось противостояние с "плохишами". Вроде и вполне нормально это для Пратчетта - решить вопрос вот так, но чувство недосказанности есть. И больше всего мне не понравилось то, как Королеве автор дал Шанс, Возможность. И она ими могла бы воспользоваться. Но сам же автор их и забрал. Вот как будто Джордж Мартин к нему в гости заглянул. Ну зачем? Вот это очень и очень досадно. Как и то, что у самого автора не было ни Шанса, ни Возможности. И книга действительно выглядит, как это сказано в примечании, не доведенной до совершенства, не отшлифованной автором до возможного идеала. Так или иначе, эта книга - завершение, финал очень славного писательского пути.