Одна из первых игр, в которые я играл на IBM - это, разумеется, Дум. Причем второй я увидел раньше первого. Ну и когда уже компьютер был у меня не первый год, то в кои веки прошел и первую часть. Третью часть я проигнорировал, она совершенно не каноничная. А сейчас вышел еще ремейк под названием Brutal Doom v20.

Итак, эволюция героизма, а точнее необходимости такового для главного персонажа.
Первая часть: первый уровень первой зоны вполне проходится без единого выстрела. Проходится зона на нормальной сложности легко с одной ружбайкой, и в конце игрок встречает парочку адских баронов. Неприятные твари, но места там много, ничего сложного.
Ну, к завершению других зон нам все же придется разобраться с мегаарахнидом и с кибердемоном. Но там тоже ничего сложного.

Во второй части все сложнее. Уже в первом уровне мы можем подобрать винтовку и даже ракетницу. Но никого серьезнее импов нам не встречается. Дальше, конечно, сложнее, и монстров больше, по сравнению с первой частью, но на нормальном уровне сложность вызывают в основном лабиринты, особенно если у игрока топографический кретинизм распространяется и на игры. Ну, ближе к концу попадется комната, где мегапаук (Spider Mastermind или что-то в этом роде) сидит в одной комнате с кибердемоном. Но при удачном стечении обстоятельств они могут успешно развлечься друг с другом, и нам потом останется лишь потратить боезапас ракетницы на уцелевшего босса.

И вот брутальный Дум. Он сделал в олдскульном виде, судя по всему, на движке второго Дума. И уровни очень похожи. Только длиннее. И нового оружия надавали. На первом уровне у меня кончался полный боезапас винтовки. И пулемета. Пулемета. На первом уровне, Карл! Дело даже не в том, что на первом же уровне адские рыцари ходят табунами, иногда сменяясь упомянутыми ранее баронами. И редкие круглые какодемоны (появление которых во второй части игры было вполне себе событием) - вообще не проблема. Просто зачистив комнату, не стоит быть уверенным, что из нее на тебя сзади не набегут стада каких-нибудь гадов. Потому что они еще как набегут. И возможно даже не раз. Кровавыми коврами игра напоминает второго Диабло. Или Serious Sam'а. На самом легком уровне я дальше второго уровня пока не прошел. На втором уровне уже бегает скелет. На самом сложном я и из начальной комнаты-то не выхожу... Впрочем, справедливости ради, стоит вспомнить первый Quake на уровне Nightmare. Там мой персонаж просто спрыгнул, чтобы начать уровень,- а приземлился уже труп.
Ну, кроме безумного обилия монстров, Brutal DooM может похвастать полностью переработанными видами оружия. Пулемет реально выкашивает все, что шевелится, а не флегматично попукивает, как во второй части. Двустволка лупит (чуть не написал здесь матерное слово) так, что мозги демона остаются на месте, остальное размазывается по дальней стенке. И отдача такая, что видно, что оружие серьезное. Ну и еще можно врагам показать средний палец. Игрушка жестокая, в общем.